Шаг 4 – выбор названия

Компания обязана иметь полное и обладает правом на сокращенное фирменное наименование на русском языке.

Что же такое фирменное наименование? Это название предприятия, которое определяется его уставом и включается в ЕГРЮЛ при государственной регистрации, а также выступает в роли средства индивидуализации в ходе участия в гражданском обороте.

Но природа наименования двойственна. Оно также представляет собой объект исключительного права юридического лица, поэтому ныне действующее законодательство закрепляет особый механизм защиты.

Полное наименование ООО, так же как и сокращенное, необходимо прописать в уставе общества на русском языке (ст. 12 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»), а полное фирменное наименование — на круглой печати организации (п. 5 ст. 2). Это легальное требование вполне понятно: можно легко идентифицировать фирму при ознакомлении с её уставом или документацией, полученной от контрагентов.

Также стоит отметить, что фирменным наименованием может обладать только коммерческая организация.

Структурно в названии ООО можно выделить две части, а именно:

  1. Корпус фирмы (указание на организационно-правовую форму);
  2. Добавление (индивидуально словесное или цифровое обозначение).

В современных условиях выбор названия является очень важным маркетинговым шагом. Если оно благозвучно, легко запоминается и понятно в написании, фирме может быть проще привлекать потенциальных контрагентов. Актуальность данной идеи особенно четко прослеживается в сфере реализации потребительских товаров, ведь с названием зачастую тесно связан иной объект исключительного права — товарный знак, а также доменное имя.

Виды названий

  • Полное (на русском языке): в соответствии с требованиями действующего законодательства его наличие обязательно. Гражданский кодекс содержит закрытый перечень обозначений, которые не могут быть включены в фирменное наименование (п. 4 ст. 1473 ГК РФ). В данном случае законодателем использован диспозитивный метод правового регулирования, то есть действует принцип «разрешено все, но прямо не запрещено».

Пример: Общество с ограниченной ответственностью «Василек».

  • Сокращенное (на русском языке): наличие у ООО такого названия — право, а не обязанность. Его использование удобно в ежедневной практический деятельности (переписка с контрагентами, заключение договоров и т.п.).

Пример: ООО «Василек».

  • Наименование на языках народов России: наличие не обязательно. Удобно при осуществлении деятельности в некоторых регионах страны.
  • Наименование на иностранном языке: наличие также не обязательно. Предпочтительно, чтобы такое название было у организации, ориентированной на работу с иностранными контрагентами.

«Vasyliok» Limited liability company, «Vasyliok» LLC.

Требования и ограничения

Несмотря на всю свободу в рассматриваемом вопросе, общество с ограниченной ответственностью требуется назвать таким образом, чтобы не нарушить императивные предписания законодательства.

Итак, в фирменное наименование компании не должны быть включены:

  • полные или сокращенные официальные наименования других государств, а также слова, производные от них;
  • полные или сокращенные официальные наименования государственных органов и органов местного самоуправления;
  • полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
  • полные или сокращенные наименования общественных объединений;
  • обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали (например, те, которые направлены на разжигание расовой, религиозной нетерпимости, призывы к агрессии и дискриминации).

Согласно пункту 3 статьи 1474 ГК РФ не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, совпадающего с наименованием другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные субъекты осуществляют схожую деятельность, и наименование второй организации было включено в ЕГРЮЛ раньше, чем наименование первой компании. За счет данного регулирования защищается честная конкуренция.

Важно отметить, что наименование не должно вводить третьих лиц в заблуждение относительно деятельности, осуществляемой предприятием. Например, компания, которая занимает грузоперевозками, не должна содержать в своем названии слово «банк», «медицинский центр» и т.п.

Включение в фирменное наименование юридического лица слов «Российская Федерация» или «Россия» и производных слов допускается только при наличии специального разрешения, получаемого в порядке, установленном Правительством РФ.

Надо также отметить, что рассматриваемые положения абз. 3 п. 1 ст. 4 ФЗ «Об ООО» запрещают употребление в фирменном наименовании терминов и аббревиатур, что представляется вполне оправданным. В российской практике в силу необдуманного подражания фирменным наименованиям, используемым за рубежом, иногда приходилось видеть следующее: «ООО «Марс» Ltd.» или «ООО с ответственностью «Марс» J.S.C.» и т.п. Название в первом примере тавтологично, во втором — содержит указания на разные по сути организационно-правовые формы.

Примеры названий для ООО

При выборе названия для ООО предприниматели традиционно следуют одним из двух сформировавшихся на практике путей:

  1. Выбор наименования в зависимости от сферы деятельности организации (можно привести следующие примеры названий ООО: ООО «Логистика и транспорт», ООО «Строймонтаж» и т.п.).
  2. Использование в названии словесной комбинации, не указывающей на область деятельности фирмы (например, ООО «Счастье», ООО «Фантом»).

Смена названия ООО

Смена названия ООО – важный шаг, совершая который, необходимо учесть множество аспектов, а именно:

  • Правильно оформить необходимые внутренние документы компании;
  • Зарегистрировать внесенные в устав изменения в инспекции Федеральной налоговой службы;
  • Уведомить контрагентов о произошедших изменениях (это обязательно необходимо сделать в письменной форме, а также, при необходимости, составить дополнительные соглашения к имеющимся договорам, в которых будут содержаться данные об изменении такого реквизита, как название).

Применительно к смене названия фирм (ООО) можно составить определенный алгоритм действий:

  1. Подготовка устава ООО с заменой старого наименования на новое. Это может быть и действующая редакция, в которую внесены соответствующие изменения.
  2. Утверждение устава. Когда в ООО один участник, им принимается решение о смене названия (в письменной форме), утверждении новой редакции Устава, назначении ответственного за государственную регистрацию лица. Если участников более одного, то данное решение принимается на общем собрании большинством (не менее 2/3 голосов от общего числа участников).
  3. Внесение данных в Заявление по форме 13001.
  4. Подача документов в государственный орган, отвечающий за регистрацию и их получение с произведенными отметками. По закону регистрационное действие должно быть совершено не позднее 5 дней с момента подачи документов.
  5. Фонды. После получения документов, подтверждающих внесение изменений, необходимо получить в ПФР и ФСС уведомления, в которых указано новое наименование.
  6. Печать. Требуется изготовить печать, но которой зафиксировано новое название организации.
  7. Банк. Банк играет важную роль в хозяйственных операциях, совершаемых предприятием, соответственно, его необходимо проинформировать о внесенных изменениях.
  8. Контрагенты и кредиторы. Законодательство не возлагает такую обязанность на ООО, однако это необходимо для сохранения упорядоченности договорных отношений, например, чтобы избежать путаницы при расчетах.
  9. Внесение изменений во внутреннюю документацию компании. Особое внимание следует уделить бухгалтерским документам.

Стоит также отметить, что, как говорилось выше, у фирменного наименования есть две составляющие: добавление и корпус фирмы.

Первое участники могут менять по своему усмотрению, но, если речь идет об изменении корпуса фирмы (ОПФ), это не смена названия, а реорганизация. Указанные процедуры значительно различаются между собой не только результатами, но и порядком проведения.

←Предыдущий шаг                  Следующий шаг→