Шаг 5 – инвентаризация

Инвентаризация имущества выступает важным этапом ликвидации, который не связан с взаимодействием между ликвидационной комиссией и государственными органами, например, Федеральной налоговой службой в лице её территориальных подразделений, или внебюджетными фондами, а касается лишь внутренней стороны деятельности организации.

Порядок проведения

Начать рассказ о проведении инвентаризации следует с того, что компании, оказывающие услуги по ликвидации, не могут выполнить данную процедуру, поскольку надлежащим субъектом, обязанным провести инвентаризацию выступает ликвидационная комиссия общества с ограниченной ответственностью. Этот процесс не предполагает единого итогового решения, а нацелен на комплексный анализ и выявления имущественного комплекса компании для последующей реализации ликвидационных задач.

Практика делового оборота не выделяет различий между обычной инвентаризацией и инвентаризацией в ООО при ликвидации. В обоих случаях речь идет об оценке активов и пассивов, когда выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

Найденные в процессе инвентаризации различия между действительным составом имущества и материалами бухгалтерского учета фиксируются на счетах.

Инвентаризация имущества и обязательств предприятия урегулирована правилами, содержащимися в Положении по ведению бухучета и отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (далее – Положение).

Пункт 26 указанного документа устанавливает, что для обеспечения достоверности бухгалтерских учетных данных и отчетности, компании обязаны проводить инвентаризацию в установленных случаях.

Соответственно, можно выделить два типа инвентаризации:

  • Добровольная (проводится по решению руководителя, который самостоятельно определяет время и порядок проведения процедуры).
  • Обязательная (проводится в нормативно определенных случаях).

Можно обозначить несколько целей процедуры инвентаризации:

  • установление фактического наличия имущества;
  • сравнение реально имеющегося с данными бухгалтерского учета;
  • проверка правильности отражения в учетных документах обязательств.
  • В соответствии с пунктом 27 упомянутого Положения осуществление инвентаризации обязательно в ряде случаев:
  • в случае передачи объектов по договору аренды, реализации, а также при реорганизации ГУП или МУП;
  • до составления бухгалтерской отчетности за годичный период;
  • при изменении состава лиц, выступающих субъектами материальной ответственности;
  • в случае обнаружения обстоятельств хищения, злоупотребления или причинения вреда имуществу;
  • в ситуации, если имело место стихийное бедствие, пожар или подобные экстремальные ситуации;
  • при реорганизации фирмы в любой из форм, установленных законодательством, при ликвидации;

Возможны и другие случаи, когда инвентаризация должна быть проведена, они установлены действующим законодательством.

При осуществлении инвентаризации необходимо руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 13.06.1995 г. N 49 (далее — Методические указания).

Данный документ определяет правила и порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформление ее результатов.

Инвентаризации подвергается все имущество юридического лица вне зависимости от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризация также распространяется на производственные запасы и иные разновидности объектов, не принадлежащие компании, но зафиксированные в документах бухгалтерского учета (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также объекты, не учтенные по каким-либо причинам.

Меры оценки активов и пассивов компании имеют экономических характер, они многоаспектны и разнообразны.

Для проведения инвентаризации в компании формируется инвентаризационная комиссия.

До начала исследования факта наличия имущества инвентаризационной комиссии требуется получить последние на момент проведения процедуры приходную и расходную документацию или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Материально ответственные субъекты должны написать расписки о том, что к началу процесса все расходные и приходные документы на имущество поступили в бухгалтерию или переданы комиссии, и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а списание выбывших в расход совершено. Такие же расписки предоставляют и лица, на подотчете у которых находятся деньги на получение благ или доверенности на получение имущества.

Документальное оформление

Данные о реальном наличии имущества и учтенных финансовых обязательств вносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем в двух экземплярах.

Примерные формы описей и актов можно обнаружить в Приложениях 6 – 18 упомянутым выше Методическим указаниям. Следует учесть, что конкретной нормы, определяющей формы данных документов, законодательство не содержит.

Инвентаризационная комиссия гарантирует полноту и достоверность внесенных в документы данных об активах и пассивах компании.

Фактическое наличие объектов при инвентаризации выясняется путем обязательного подсчета, взвешивания, замера. Руководитель компании обязан обеспечить условия, позволяющие провести всестороннюю проверку объектов в предусмотренные сроки.

Когда заканчивается рабочее время (или сама перевеска) информацию из этих ведомостей сравнивают, и определенный итог фиксируют в описи. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов оформляются в качестве приложений к указанной описи.

Ревизия реального наличия имущества осуществляется при необходимом участии материально ответственных субъектов (п. 2.8. Методических указаний).

Итоговые описи могут быть оформлены как с использованием компьютерной техники, так и в рукописном варианте. Заполнение производится с использованием чернил или шариковой ручкой определенно и разборчиво, без дописок и исправлений. Названия благ и объектов, их количество отражаются в описях по номенклатуре и в ед. измерения, принятых в учете.

На каждой из страниц описи прописью фиксируется число порядковых номеров объектов и итог количества в натуральных показателях, зафиксированных на конкретной странице.

Если в описи имеет место ошибка, исправить её следует путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми надлежащих сведений. Исправления требуют согласования и подписания совместно членами инвентаризационной комиссии и субъектами, несущими материальную ответственность.

В описях недопустимы незаполненные строки, на финальных страницах они прочеркиваются. На последней странице подлежит проставлению отметка о сверке цен, таксировки и подсчета итогов с визами лиц, осуществлявших проверку.

Описи подписывают все участники комиссии по инвентаризации и субъекты материальной ответственности. В конце описи последние проставляют расписку, удостоверяющую проверку комиссией объектов в их присутствии, об отсутствии претензий к составу комиссии и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в ситуации смены субъектов, несущих материальную ответственность, принявший имущество расписывается в описи приема-передачи имущества.

Если инвентаризация имущества проходит в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии подлежат опечатке.

Когда процесс инвентаризации в ООО завершен, возможно осуществление контрольных проверочных мероприятий, целью которых является отсутствие ошибок по ходу процедуры. Они подлежат проведению с участием представителей инвентаризационных комиссий и субъектов, несущих материальную ответственность, до открытия склада, кладовой, секции, где проводилась инвентаризация.

В случае выявления при инвентаризации отклонений от учетных данных по имуществу оформляются сравнительные ведомости, в которых фиксируются результаты проведенной процедуры.

Данные об излишках и недостачах, обнаруженных в ходе проверки, фиксируются в упомянутых ведомостях.

На объекты, не принадлежащие организации на праве собственности, но числящиеся в бухгалтерском учете (например те, которые переданы фирме на ответственное хранение, взятые в аренду, полученные для переработки), оформляются самостоятельные сличительные ведомости.

Таким образом, очевидно, что порядок проведения инвентаризации имущества представляет собой сложный и длительный процесс, требующий участия субъектов, обладающих специальными знаниями. В рамках ликвидации ООО особенно важно соблюдать требования законодательства, чтобы проведенная инвентаризация и её результаты не были признаны в дальнейшем недействительными.

После того, как объем имущества организации установлен, возможно оценить, каким образом будут удовлетворены требования кредиторов, могут ли участники (учредители) претендовать на получение ликвидационной квоты.

←Предыдущий шаг                  Следующий шаг→

+ +