Шаг 8 – ликвидационный баланс

Составление и утверждение ликвидационного баланса

Ликвидационный баланс (ЛБ) представляет собой документ, отражающий финансовое состояние фирмы на финальном этапе ликвидации, когда дебиторские задолженности взысканы, а требования кредиторов удовлетворены.

По своей структуре и порядку принятия данный документ аналогичен промежуточному ликвидационному балансу.

В соответствии с положениями, зафиксированными в совместном Письме Минфина и ФНС РФ от 07.08.2012 г. N СА-4-7/13101, применяются бланки обычного бухгалтерского баланса с необходимой пометкой («Ликвидационный баланс»).

Утверждение ликвидационного баланса совершается посредством его рассмотрения учредителями компании, которые и производят непосредственное утверждение.

Данные ликвидационного баланса в 2014 году должны включать:

  1. Сведения о структуре и составе активов и пассивов юридического лица.
  2. Сведения об имуществе, принадлежащем компании.
  3. Сведения об имеющейся дебиторской задолженности.
  4. Сведения о кредиторской задолженности.

Следует обратить внимание, что на момент утверждения рассматриваемого документа у ликвидируемого предприятия должна отсутствовать задолженность перед контрагентами, публично-правовыми субъектами и государственными внебюджетными фондами (Фонд социального страхования, Пенсионный фонд).

Если имеются долги, расчеты с кредиторами нельзя считать произведенными, в связи с чем составлению подлежит не ликвидационный (окончательный), а промежуточный ликвидационный баланс.

Также необходимо указать, что конкретный порядок составления ликвидационного баланса нормативно не зафиксирован. При его формировании надлежит руководствоваться общими правилами, установленными ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н с учетом пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса РФ.

Перечень предъявленных кредиторами требований, результаты их рассмотрения на практике указываются в приложении, которое является неотъемлемой частью документа. Форма ликвидационного баланса, доступная для использования, представлена в информационно-справочной системе «Консультант Плюс».

Обычно на практике составлением данного документа занимаются те сотрудники ликвидационной комиссии, которые имеют экономическое образование, обладают достаточным кругом специальных знаний в области бухучета.

В структуре рассматриваемого баланса, можно обозначить несколько составных частей:

  1. Вводная часть, которая включает: дату утверждения, наименование компании, указание ИНН и основного кода ОКВЭД, организационно-правовую форму юридического лица, местонахождение (адрес) фирмы, а также единицы измерения денежных средств (млн. руб/тыс. руб).
  2. Основная часть: описание оборотных и внеоборотных активов, пассивов, справку о наличии ценностей, которые учтены на балансовых счетах.

Отличием окончательного баланса от промежуточного является то, что, как отмечалось выше, в нем содержится указание на отсутствие требований к ликвидируемой организации со стороны её кредиторов ввиду прекращения обязательств между ними на стадии погашения задолженностей.

Документ подписывается председателем ликвидационной комиссии или единоличным ликвидатором с расшифровкой подписи.

Безусловно, возможна ситуация, при которой у организации остается имущество после того, как расчеты закончены. Это имущество именуется квотой и подлежит распределению между учредителями (участниками) фирмы, имеющими в отношении него вещные либо обязательственные права (п. 7 ст. 63 ГК РФ).

←Предыдущий шаг                  Следующий шаг→