Шаг 2 – уведомление регистрирующих органов

Ликвидация (закрытие) компании означает прекращение существования юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к каким-либо лицам. В целом можно сказать, что речь идет о довольно сложной процедуре, для которой важное, а точнее определяющее значение имеет соблюдение всех формальностей, предусмотренных действующим законодательством.

Особая процедура, состоящая из регламентированной правовыми нормами последовательности действий, выступает гарантом законности таких действий и механизмом контроля ликвидационного процесса со стороны заинтересованных лиц и компетентных государственных органов.

В настоящей статье речь пойдет об уведомлении о ликвидации, которое производится на начальной стадии процедуры закрытия компании.

Уведомление налогового органа

Обязанность по уведомлению регистрирующего органа установлена нормативно на уровне федерального закона. Под регистрирующим органом в данном случае понимается налоговая инспекция, на которую в вашем регионе возложены соответствующие функции.

Рассмотрим норму, закрепляющую обязанность по уведомлению подробнее. Пункт 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) устанавливает, что учредители (участники) компании или орган, который осуществил принятие решения о ликвидации фирмы, в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица являются носителями обязанности по письменному уведомлению об этом регистрирующего органа с приложением решения о фирмы.

Таким образом, факт принятия решения о ликвидации ООО доводится до сведения налоговой инспекции.

Уведомление производится посредством заполнения документа установленной формы — Р15001 («Уведомление о ликвидации юридического лица»). Следует обратить внимание, что единый документ — новшество, которое появилось только летом 2013 г. До этого момента требовалась подача двух форм, а именно Р15001 и Р15002.

Далее рассмотрим указанный документ подробнее, чтобы разобраться с правилами его заполнения.

Порядок заполнения регламентирован на ведомственном уровне. Ему посвящен Приказ Федеральной Налоговой Службы России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (Приложение № 20). Вы можете заполнить документ на компьютере или вручную.

Без сомнения, первый вариант значительно удобнее, поскольку в случае ошибки вы сможете быстро исправить её, не переделывая документ заново. Печать знаков при использовании для заполнения формы заявления электронно-вычислительной техники должна выполняться заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов.

Если форма заполняется вручную, необходимо использовать черные чернила, а буквы должны быть заглавными. Каждая буква должна размещаться в отдельной клетке. Обыкновенной или десятичной дроби соответствуют 2 поля, разделенные в первой ситуации знаком «/», во второй — знаком «.».

Для показателя, обозначающего денежные единицы (размер уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда, номинальная стоимость доли), применяются два поля, разделенных знаком «.» («точка»). В первом из них прописывается величина показателя, состоящая из целых денежных единиц, во втором – из её составной части.

Для показателя, значением которого выступает код ОКВЭД, задействуются три поля, между которыми стоит знак «.» («точка»). Должны быть указаны 4 знака кода минимум.

При заполнении показателя «серия и номер документа» при наличии данных реквизитов первой вписывается серия, а затем через пустую клетку — номер.

Текстовые поля рассматриваемого документа подлежат заполнению слева направо, ввод осуществляется с крайней левой клетки. При написании текста, состоящего из нескольких слов либо слов, цифр, знаков, которые должны быть вписаны слитно, пустая клетка между такими словами (цифрами, символами) не оставляется, если указанные значения подразумевают раздельное написание, между ними следует оставить свободную клетку.

Обратите внимание, что в форме Р15001 не должно быть зачеркиваний, приписок и иных исправлений. Налоговый орган откажет в принятии документа в таком виде, и обязанность по уведомлению не будет считаться исполненной. Также запрещается использование двусторонней печати.

При печати документа обратите внимание, что разрешается отсутствие обрамления для заполненных и пустых полей документа. При этом изменение их расположения не должно производиться.

Итак, нами были рассмотрены общие правила по заполнению форм документов, предоставляемых в регистрирующий орган, которые распространяются, в том числе, и на форму Р15001. Теперь следует обратиться непосредственно к особенностям уведомления о ликвидации ООО.

Можно определить следующие рекомендации:

  1. В разделе 2 «Уведомление представлено в связи с» нужные положения помечаются знаком V.
  2. В пункте 2.1 помимо проставления в поле, состоящем из одной клетки, знака V, в соответствующем поле указывается также дата принятия решения о ликвидации.
  3. В Разделе «Для служебных отметок регистрирующего органа» заявитель и нотариус ничего подчеркивать и вписывать не должны, иначе бланк считается испорченным и не пригодным для подачи.
  4.  В Лист А документа «Сведения о формировании ликвидационной комиссии / назначении ликвидатора» сведения вносятся в ситуации, если в разделе 2 на странице 001 знак V размещен в пункте 2.2.
  5. В разделе 1 «Сведения представлены в отношении» в поле, состоящее из одной клетки, вносится соответствующее значение.
  6. В разделе 2 указывается дата создания ликвидационной комиссии или назначения ликвидатора.
  7. В Разделы 1 – 7 вносятся сведения о руководителе ликвидационной комиссии (если в разделе 1 выбрано значение 1) либо ликвидатора (если в разделе 1 выбрано значение 2).
  8. В раздел 5 «Сведения о рождении» вносится дата и место, где родился руководитель ликвидационной комиссии либо ликвидатор, в соответствии с данными его паспорта.
  9. В Лист Б рассматриваемого «Сведения о заявителе» вносятся в отношении субъекта, который является заявителем.

После того, как документ заполнен надлежащим образом, он подписывается заявителем и заверяется нотариально. Далее указанный документ подается в регистрирующий орган с приложением решения о ликвидации фирмы. Документы могут быть предоставлены самим заявителем или лицом, уполномоченным на основании доверенности.

Для обеспечения реализации нормы пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ также в 3-дневный срок требуется подать в налоговую инспекцию сообщение о ликвидации предприятия по форме С-09-4, утвержденной Приказом ФНС РФ от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@.

Уведомление кредиторов ликвидируемой организации

Рассмотренная нами выше обязанность по уведомлению налогового органа носит публично-правовой характер, в то время как в основе правила об уведомлении кредиторов лежит стремление защитить частно-правовые интересы.

Информация о том, что фирма вступает в стадию ликвидации публикуется в специальном информационном издании — «Вестнике государственной регистрации», также указываются сведения о порядке и сроках заявления требований кредиторами ликвидируемого ООО, при этом срок должен быть не менее двух месяцев с момента публикации сообщения.

Так информация доводится до сведения широкого круга лиц, но это не означает, что ликвидатор (ликвидационная комиссия) должен (должны) бездействовать. Напротив, они направляют уведомления о ликвидации выявленным кредиторам ООО заказным письмом. В отличие от формы, предъявляемой в налоговый орган, которая является крайне формализованным документом, кредиторы ООО уведомляются в свободной форме. Главное, чтобы из письма четко следовало:

  1. О каком юридическом лице идет речь (указание ОГРН, ИНН, фирменного наименования).
  2. Какая именно процедура инициирована в отношении данного субъекта (указать, что речь идет о добровольной ликвидации, а не реорганизации или банкротстве).
  3. Порядок и сроки направления кредитором требований.

Следует обратить внимание на важный аспект, нашедший отражение в судебной практике. Дело в том, что не все требования бесспорны. Контрагенты могут находиться в состоянии судебного разбирательства в момент, когда применительно к одному из них принимается решение о ликвидации.

Судебная практика в такой ситуации пришла к выводу, что даже если судебный акт о взыскании суммы долга не вступил в законную силу, ликвидатор формы-должника или председатель ликвидационной комиссии обязан уведомить этого кредитора о том, что инициирована процедура ликвидации, и включить его требования в промежуточный ликвидационный баланс.

Если кредитор не сможет получить причитающееся ему исполнение обязательства из-за нарушения ответственным данной обязанности, он может требовать возмещения причиненных убытков (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.12.12 № 9632/12 по делу № А56-19253/2011).

Уведомление фондов о ликвидации

Как было указано выше, налоговый орган обязан быть уведомлен о ликвидации в течение 3 дней с момента принятия соответствующего решения.

Срок для уведомления внебюджетных фондов (Фонд социального страхования, Пенсионный фонд) составляет 10 дней. Формы уведомлений не утверждены официально.

Вы можете получить рекомендуемые формы, обратившись в районное отделение фонда, в котором ваша компания стоит на учете. В отличие от формы Р15001, документы для фондов не подлежат нотариальному заверению. Уведомление о ликвидации ООО в ПФР и ФСС может быть подано самим ликвидатором или уполномоченным лицом, действующим на основании доверенности.

←Предыдущий шаг                  Следующий шаг→

+ +