Шаг 4 – выбор названия
Компания обязана иметь полное и обладает правом на сокращенное фирменное наименование на русском языке.
Что же такое фирменное наименование? Это название предприятия, которое определяется его уставом и включается в ЕГРЮЛ при государственной регистрации, а также выступает в роли средства индивидуализации в ходе участия в гражданском обороте.
Но природа наименования двойственна. Оно также представляет собой объект исключительного права юридического лица, поэтому ныне действующее законодательство закрепляет особый механизм защиты.
Полное наименование ООО, так же как и сокращенное, необходимо прописать в уставе общества на русском языке (ст. 12 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»), а полное фирменное наименование — на круглой печати организации (п. 5 ст. 2). Это легальное требование вполне понятно: можно легко идентифицировать фирму при ознакомлении с её уставом или документацией, полученной от контрагентов.
Также стоит отметить, что фирменным наименованием может обладать только коммерческая организация.
Структурно в названии ООО можно выделить две части, а именно:
- Корпус фирмы (указание на организационно-правовую форму);
- Добавление (индивидуально словесное или цифровое обозначение).
В современных условиях выбор названия является очень важным маркетинговым шагом. Если оно благозвучно, легко запоминается и понятно в написании, фирме может быть проще привлекать потенциальных контрагентов. Актуальность данной идеи особенно четко прослеживается в сфере реализации потребительских товаров, ведь с названием зачастую тесно связан иной объект исключительного права — товарный знак, а также доменное имя.
Виды названий
- Полное (на русском языке): в соответствии с требованиями действующего законодательства его наличие обязательно. Гражданский кодекс содержит закрытый перечень обозначений, которые не могут быть включены в фирменное наименование (п. 4 ст. 1473 ГК РФ). В данном случае законодателем использован диспозитивный метод правового регулирования, то есть действует принцип «разрешено все, но прямо не запрещено».
Пример: Общество с ограниченной ответственностью «Василек».
- Сокращенное (на русском языке): наличие у ООО такого названия — право, а не обязанность. Его использование удобно в ежедневной практический деятельности (переписка с контрагентами, заключение договоров и т.п.).
Пример: ООО «Василек».
- Наименование на языках народов России: наличие не обязательно. Удобно при осуществлении деятельности в некоторых регионах страны.
- Наименование на иностранном языке: наличие также не обязательно. Предпочтительно, чтобы такое название было у организации, ориентированной на работу с иностранными контрагентами.
«Vasyliok» Limited liability company, «Vasyliok» LLC.
Требования и ограничения
Несмотря на всю свободу в рассматриваемом вопросе, общество с ограниченной ответственностью требуется назвать таким образом, чтобы не нарушить императивные предписания законодательства.
Итак, в фирменное наименование компании не должны быть включены:
- полные или сокращенные официальные наименования других государств, а также слова, производные от них;
- полные или сокращенные официальные наименования государственных органов и органов местного самоуправления;
- полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
- полные или сокращенные наименования общественных объединений;
- обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали (например, те, которые направлены на разжигание расовой, религиозной нетерпимости, призывы к агрессии и дискриминации).
Согласно пункту 3 статьи 1474 ГК РФ не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, совпадающего с наименованием другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные субъекты осуществляют схожую деятельность, и наименование второй организации было включено в ЕГРЮЛ раньше, чем наименование первой компании. За счет данного регулирования защищается честная конкуренция.
Важно отметить, что наименование не должно вводить третьих лиц в заблуждение относительно деятельности, осуществляемой предприятием. Например, компания, которая занимает грузоперевозками, не должна содержать в своем названии слово «банк», «медицинский центр» и т.п.
Включение в фирменное наименование юридического лица слов «Российская Федерация» или «Россия» и производных слов допускается только при наличии специального разрешения, получаемого в порядке, установленном Правительством РФ.
Надо также отметить, что рассматриваемые положения абз. 3 п. 1 ст. 4 ФЗ «Об ООО» запрещают употребление в фирменном наименовании терминов и аббревиатур, что представляется вполне оправданным. В российской практике в силу необдуманного подражания фирменным наименованиям, используемым за рубежом, иногда приходилось видеть следующее: «ООО «Марс» Ltd.» или «ООО с ответственностью «Марс» J.S.C.» и т.п. Название в первом примере тавтологично, во втором — содержит указания на разные по сути организационно-правовые формы.
Примеры названий для ООО
При выборе названия для ООО предприниматели традиционно следуют одним из двух сформировавшихся на практике путей:
- Выбор наименования в зависимости от сферы деятельности организации (можно привести следующие примеры названий ООО: ООО «Логистика и транспорт», ООО «Строймонтаж» и т.п.).
- Использование в названии словесной комбинации, не указывающей на область деятельности фирмы (например, ООО «Счастье», ООО «Фантом»).
Смена названия ООО
Смена названия ООО – важный шаг, совершая который, необходимо учесть множество аспектов, а именно:
- Правильно оформить необходимые внутренние документы компании;
- Зарегистрировать внесенные в устав изменения в инспекции Федеральной налоговой службы;
- Уведомить контрагентов о произошедших изменениях (это обязательно необходимо сделать в письменной форме, а также, при необходимости, составить дополнительные соглашения к имеющимся договорам, в которых будут содержаться данные об изменении такого реквизита, как название).
Применительно к смене названия фирм (ООО) можно составить определенный алгоритм действий:
- Подготовка устава ООО с заменой старого наименования на новое. Это может быть и действующая редакция, в которую внесены соответствующие изменения.
- Утверждение устава. Когда в ООО один участник, им принимается решение о смене названия (в письменной форме), утверждении новой редакции Устава, назначении ответственного за государственную регистрацию лица. Если участников более одного, то данное решение принимается на общем собрании большинством (не менее 2/3 голосов от общего числа участников).
- Внесение данных в Заявление по форме 13001.
- Подача документов в государственный орган, отвечающий за регистрацию и их получение с произведенными отметками. По закону регистрационное действие должно быть совершено не позднее 5 дней с момента подачи документов.
- Фонды. После получения документов, подтверждающих внесение изменений, необходимо получить в ПФР и ФСС уведомления, в которых указано новое наименование.
- Печать. Требуется изготовить печать, но которой зафиксировано новое название организации.
- Банк. Банк играет важную роль в хозяйственных операциях, совершаемых предприятием, соответственно, его необходимо проинформировать о внесенных изменениях.
- Контрагенты и кредиторы. Законодательство не возлагает такую обязанность на ООО, однако это необходимо для сохранения упорядоченности договорных отношений, например, чтобы избежать путаницы при расчетах.
- Внесение изменений во внутреннюю документацию компании. Особое внимание следует уделить бухгалтерским документам.
Стоит также отметить, что, как говорилось выше, у фирменного наименования есть две составляющие: добавление и корпус фирмы.
Первое участники могут менять по своему усмотрению, но, если речь идет об изменении корпуса фирмы (ОПФ), это не смена названия, а реорганизация. Указанные процедуры значительно различаются между собой не только результатами, но и порядком проведения.
←Предыдущий шаг Следующий шаг→