Ликвидация ООО
Ликвидация юридического лица предполагает прекращение его существования как субъекта права, при этом его права и обязанности не переходят к другим лицам, как это имеет место при некоторых способах реорганизации.
Закрытие ООО — сложный многоступенчатый процесс, требующий соблюдения множества количества формальностей, установленных действующим законодательством. В настоящей статье вашему вниманию будет представлена пошаговая инструкция по самостоятельной ликвидации ООО.
Шаг 1. Принятие решения о ликвидации компании
Решение о закрытии ООО должно приниматься общим собранием участников. На повестку дня выносится вопрос о прекращении деятельности, утвердительный ответ на который должен быть дан участниками единогласно.
В зависимости от количества участников организации возможно два варианта данного документа:
- Решение единственного участника (учредителя).
- Протокол общего собрания участников (учредителей).
В решение должна быть выражена воля на ликвидацию ООО, определен состав ликвидационной комиссии или ликвидатор. Если у фирмы более одного участника, необходимо проведение общего собрания, с избранием председателя и секретаря, а также фиксацией явки прибывших лиц. Все участники должны быть заблаговременно уведомлены о проведении мероприятия.
Решение не требует нотариального удостоверения.
Подробнее о решении о ликвидации читайте здесь.
Шаг 2. Уведомление о начале процедуры ликвидации
Обязанность по уведомлению регистрирующего органа установлена нормативно на уровне федерального закона. Под регистрирующим органом в данном случае понимается налоговая инспекция, на которую в вашем регионе возложены соответствующие функции.
Для того, чтобы упомянутая обязанность считалась исполненной, необходимо предоставить «Уведомление о ликвидации юридического лица» по форме Р15001 с приложением решения о ликвидации. Форма заполняется с учетом правил, подготовленных Федеральной налоговой службой, от руки или с использованием компьютерной техники. Бланк уведомления доступен для скачивания на официальном сайте ФНС. Представляется, что следует воспользоваться именно этим ресурсом, чтобы избежать негативных последствий, связанных с подачей неактуальной или содержащей ошибки формы.
Необходимо учесть, что единый документ — новшество, которое появилось только летом 2013 г. До этого момента требовалась подача двух форм, а именно Р15001 и Р15002. Кроме того, в районную налоговую инспекцию, в которой предприятие состоит на учете, требуется предоставить сообщение по форме С-09-4, к нему также прилагается рассмотренное выше решение. Перечисленные документы подаются в течение 3 дней с момента принятия его принятия.
Помимо уведомления налоговых органов, информация также должна быть предоставлена во внебюджетные фонды, а именно Пенсионный фонд и Фонд обязательного социального страхования. Срок — 10 дней со дня принятия решения о ликвидации ООО.
Более подробно об уведомлении регистрирующих органов можно узнать на этой странице.
Шаг 3. Публикация сообщения о ликвидации
Публикация сообщения о ликвидации – важная формальность рассматриваемой процедуры, гарантирующая гласность и открытость информации, касающейся прекращения деятельности юридического лица с целью соблюдения прав и законных интересов его кредиторов.
В соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» упомянутые сведения публикуются в специальном издании, именуемом «Вестник государственной регистрации». Публикация в ином издании допускается только наряду с сообщением в «Вестнике».
Подать заявку на публикацию можно в электронном виде на сайте упомянутого источника посредством работы в «Личном кабинете», допускаются различные способы оплаты, а стоимость рассчитывается для каждого сообщения индивидуально.
Более полная информация о публикации о ликвидации — здесь.
Шаг 4. Уведомление кредиторов компании
Гражданское законодательство устанавливает, что о начале процедуры закрытия фирмы ликвидационная комиссия обязана уведомить всех её кредиторов. Срок для направления ими требований устанавливается самой комиссией, однако не может быть менее двух месяцев со дня публикации сообщения в «Вестнике государственной регистрации». Целесообразно также уведомить должников компании и принять меры по взысканию дебиторской задолженности.
Шаг 5. Проведение инвентаризации и составление промежуточного ликвидационного баланса
Во время течения срока для направления кредиторами требований целесообразно произвести инвентаризацию активов и пассивов фирмы. Применительно к ликвидации юридического лица данная процедура является обязательной. Её проведение контролируется ликвидационной комиссией или ликвидатором ООО.
Как только срок для заявления кредиторами требований истек, комиссия или ликвидатор составляют промежуточный ликвидационный баланс, отражающий финансовое состояние компании и объем требований кредиторов. Данный документ утверждается общим собранием участников (учредителей), о чем составляется протокол (или решение, в случае, если речь идет о «компании одного лица»).
О составлении данного документа необходимо уведомить регистрирующий орган с приложением решения об утверждении. Уведомление осуществляется посредством направления формы Р15001 в налоговую инспекцию.
Подробнее об инвентаризации можно узнать здесь, а о промежуточном ликвидационном балансе — на этой странице.
Шаг 6. Погашение задолженности
Для того чтобы закрыть ООО, требуется погасить имеющиеся у него задолженности перед контрагентами (кредиторами), государственными органами и внебюджетными фондами. Наличие долгов станет непреодолимым препятствием к ликвидации фирмы, поэтому необходимо своевременно позаботиться о решении данного вопроса.
Обратите внимание, что, если имущества юридического лица недостаточно для удовлетворения предъявленных требований, ликвидация по общей модели трансформируется в процедуру банкротства.
Чтобы избежать подобных проблем, необходимо грамотно и безошибочно оценить финансовое состояние фирмы, а также своевременно взыскать дебиторскую задолженность.
Подробнее о погашении задолженностей рассказано на этой странице.
Шаг 7. Ликвидационный баланс
После окончания расчетов со всеми кредиторам ликвидационная комиссия (ликвидатор) подготавливает заключительный ликвидационный баланс, отражающий имущественное состояние предприятия: он подготавливается ликвидационной комиссией ли ликвидатором и подлежит утверждению со стороны общего собрания участников (учредителей) ООО или единственного участника, о чем оформляется отдельное решение. Процедура его принятия аналогична процедуре принятия промежуточного баланса.
В указанном документе должно отсутствовать указание на какие-либо долги ввиду того, что их не должно остаться после того, как проведены окончательные расчеты. Также необходимо получить справке об отсутствии задолженности перед Пенсионным фондом и налоговым органом (акт сверки).
Более полная информация о ликвидационном балансе — тут.
Шаг 8. Государственная регистрация ликвидации
Порядок ликвидации ООО предполагает подачу в налоговый орган итогового комплекта документов, который включает:
- Заявление по форме Р16001 («Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией»): данный документ подлежит нотариальному удостоверению.
- Документ, подтверждающий уплату государственно пошлины за совершение регистрационного действия: размер пошлины составляет 4000 рублей, а в качестве плательщика указывается ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии.
- Ликвидационный баланс.
- Решение об утверждении ликвидационного баланса, принятое единственным участником ООО или общем собранием участников.
По истечении пяти дней регистрационное действие совершается налоговым органом, что подтверждается выдаваемым заявителю свидетельством. С этого момента процедура ликвидации юридического лица считается завершенной, а сведения о нем исключаются из ЕГРЮЛ.
Предложенная вашему вниманию пошаговая инструкция, посвященная ликвидации ООО направлена на освещение процесса в целом, однако, для того, чтобы не столкнуться с проблемами, следует внимательно изучить каждый из этапов ликвидации ввиду сложности и формализованности рассматриваемой процедуры.
Все документы должны соответствовать требованиям, предъявляемым действующим законодательством, оформляться своевременно и надлежащим образом.